НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ПОЖАРНОГО РИСКА
(АУДИТ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)

В соответствии с положением статьи 144 Федерального Закона №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.06.2008 г. в редакции Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, является проведение независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности).

Независимая оценка пожарного риска (пожарный аудит) -деятельность по оценке объектов защиты требованиям пожарной безопасности, осуществляемая аккредитованной в установленном порядке организацией.

Результатом проведения независимой оценки пожарных рисков, является заключение с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

ВАЖНО:Срок действия заключения независимой оценки пожарного риска (НОР) – от 1 до 3 лет.

В соответствии с положениями Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, в случае поступления до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, непосредственно осуществляющий государственную функцию на объекте защиты, заключения НОР, плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются:

- по истечению одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности;

- по истечению трех лет со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для иных объектов защиты.

Гибкость, основное отличие пожарного аудита от проверок инспектором ГПН. Инспектор при проведении проверок руководствуется нормативами, выполнение которых бывает затруднительно, а исполнение обязательно. Расчет пожарного риска, проводимый в рамках аудита пожарной безопасности, позволяет обосновать невыполнения требований нормативных документов по пожарной безопасности.

Заключение НОР лучше всего подавать до утверждения ежегодного плана проведения проверок органами ГПН, так как в данном случае объект не будет включаться в план до 3-х лет, по истечению которых можно снова произвести независимую оценку пожарного риска для объекта защиты тем самым вновь не допустив включения его в план ежегодных проверок.

ВАЖНО: аудит пожарной безопасности не исключает возможности проведения на объекте защиты внеплановых проверок органами ГПН (проверок по контролю ранее выданных предписаний, проверок по поступившим жалобам в органы прокуратуры и МЧС РФ, проверок по решению органа власти об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории).

При проведении плановой проверки при наличии на объекте защиты действующего заключения НОР, порядок проведения проверки иной.

1) проверяется соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, и соответствие требованиям, установленным правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случае соответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям, осуществляется проверка в соответствии с следующими пунктами:

2) выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

3) наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции;

4) готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

5) правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;

6) создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

7) наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

8) наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;

9) соответствие уведомления о начале деятельности виду деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

10) наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;

11) выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что для объекта защиты, в отношении которого имеется действующее предписание органов ГПН по устранению нарушений в области пожарной безопасности целесообразно сначала выполнить расчет пожарного риска, который в дальнейшем может быть использован в составе декларации пожарной безопасности (если ранее не разрабатывалась), а также послужить основой заключения о независимой оценке пожарного риска.

Произведенный расчет позволит учесть многие отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности, а при проведении внеплановой проверки ГПН по контролю выполнения пунктов ранее выданных предписаний, снять их.

После этого можно произвести аудит пожарной безопасности объекта, используя выполненный ранее расчет риска, что позволит избежать включения объекта в план ежегодных проверок сроком на 3 года.

Для объекта защиты, в отношении которого не имеется действующего предписания органов ГПН по устранению нарушений в области пожарной безопасности и который еще не включен в план проведения ежегодных проверок целесообразно произвести независимую оценку пожарного риска.